Прошла первая экскурсия для предпринимателей

Прошла первая экскурсия для предпринимателей Предприниматели посетили ферму Тюниных в Знаменске

В рамках совместного проекта Центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес» и РБК Калининград - «День открытых дверей для бизнеса» - 14 октября на экскурсии по ферме Тюниных в Знаменске побывала группа молодых предпринимателей. В фоторепортаже РБК Калининград - о том, как прошла экскурсия и какие вопросы задавали участники своему гиду - предпринимателю Дмитрию Тюнину.

- Как пришла в голову идея начать туристический бизнес?

- “Я был директором завода, потом уволился - захотелось что-то свое построить. Моя супруга здесь недалеко родилась, на момент основания Фермы она тоже руководила предприятием - у нее уже был свой бизнес, который и сегодня остается. Приехали мы как-то сюда, походили-походили, влюбились, да так и остались. Потихонечку зацепились: выкупили рядом с общественной баней небольшую пристройку, сделали маленькое речное кафе и начали работать. В следующем сезоне решили заниматься и активным туризмом и отдыхом, купили байдарки для водных путешествий и сплавов. Эта идея сама шла к нам в руки — реки очень красивые, наши соседи поляки активно развивают это направление. И если еще год назад у нас здесь на Лаве было два оператора, которые организуют байдарочные туры, то сегодня их уже порядка пяти и водных маршрутов несколько: Правдинск-Знаменск, Знаменск-Гвардейск… От активного туризма мы пошли еще дальше - начали проводить тематические мероприятия, мастер-классы”.

- Как работает семейный бизнес?

- “Задача нашего с Ольгой старшего сына Семена - развивать активное направление: сплав на байдарках, сап-досках, игры, тимбилдинг. Жена Семена у нас администратор. Младший сын Матвей год назад закончил КГТУ по специальности “Организация общественного питания”, он у нас курирует кухню и замещает шеф-повара. Мы с Ольгой управляем всеми процессами. Живем все здесь, потому что это дело нельзя ни на кого оставить. И у нас есть принцип, которому мы стараемся всегда следовать: самим встречать и провожать наших гостей”.

- Почему Ферма, если фермы здесь нет?

“Ферма, на самом деле, многозначное слово, которым обозначается не только животноводческое хозяйство. В архитектуре, например, это - несущая конструкция зданий, сооружений. А для нас ферма - это наша семья”.

- Как правильно все организовать финансово, если нет стартового капитала?

- “По программе “Восток” мы получили небольшой льготный кредит под 1% годовых на 7 лет под строительство банного комплекса. Центр поддержки предпринимательства нам помогает: профинансировали разработку бизнес-плана, ребрендинг логотипа и фирменного стиля, сейчас выделили деньги на защиту товарного знака, на рекламу… На наш взгляд, это движение со стороны государства - правильное. Центр не всем подряд дает деньги, там смотрят на предприятия, которые работают и дают именно на развитие. Мы почти все - социальные предприниматели. Просто эту направленность надо показать, доказать, и тогда можно рассчитывать еще на какую-то поддержку. Благодаря этому мы можем закрывать важные текущие вопросы. А вообще каждый рубль здесь трудовой. То, что мы зарабатываем, все вкладываем в развитие”.

Тюнины получили статус социальных предпринимателей. Помимо бизнеса они взяли на себя социальную нагрузку: проводят экологические акции, субботники, следят за порядком на территории кирхи, занимаются с инвалидами - организуют для них сплавы и специально построили адаптивный причал.

Сейчас кроме программы “Восток” есть гранты до полумиллиона, до 300 тысяч рублей дают на стартап, программы для самозанятых - то есть, действует очень серьезный пакет реально работающих инструментов, мы на себе это ощутили.

- Что дальше?

К следующему сезону на территории Фермы инвестор обещает закончить возведение гостиницы, которую Тюнины намерены взять в управление. Кроме того, супруги планируют построить здесь банный комплекс, под который уже выкупили земельные участки, а чуть дальше обустроить городской сквер. Дмитрий и Ольга хотят, чтобы в будущем все это в комплексе стало центром активного туризма.

“Человек приехал, это значит, мы должны его нагрузить, попарить в бане, вкусно покормить, уложить спать. Он утром встал, позавтракал, порыбачил, покатался на велосипеде и поехал домой. В этом идея, и мы к этому потихонечку-потихонечку шагаем. В будущем хотелось бы закончить начатый проект рекреации - с проживанием, SPA-услугами, второй очередью общепита, потому что мы со своим маленьким кафе в этом году немножко зашивались”.

- Какой совет дадите начинающим бизнесменам?

- “Во-первых, если есть идея, мечта и если вы уже начали ее реализовывать, то нужно зацепиться и какое-то время потерпеть, даже если опускаются руки. Нам в начале пути тоже было сложно, денег не хватало. Но мечты дают силы для их воплощения… Второе: надо с самого начала стараться делать все юридически правильно - оформлять землю сразу, продумывать, какая будет юридическая форма предприятия - ООО или ИП. И третье: с каждым направлением надо работать. Это только кажется, будто байдарки поставил, и деньги сразу посыпались - на самом деле нет. Один раз сделаешь что-то некачественно, во второй раз люди уже не приедут”.

- Пандемия помогла или ударила?

- Пандемия сначала ударила, а потом помогла нашему внутреннему туризму. Люди поехали изучать область и увидели, что у нас здесь есть красивые места помимо моря, наша область богата историческими и природными объектами, которые вызывают интерес. А в этом году огромный интерес, и не только жителей Калининградской области. Но инфраструктура оставляет желать лучшего...Экономика ведь развивается волнообразно, и сейчас, на волне надо стараться улучшать инфраструктуру. Для нас это важно, потому что в будущем это конкурентные преимущества, как для нас предпринимателей, так и для области в целом...

Экскурсия по Ферме Тюниных стала первой в целой серии таких выездов, организованных РБК Калининград и Центром «Мой бизнес». Ближайший запланирован на 25 октября. Начинающих и действующих предпринимателей региона будут встречать на ювелирном производстве Darvin, расположенном в арт-кластере на Правой набережной в Калининграде.

Кстати, участие в производственных экскурсиях для предпринимателей абсолютно бесплатное. Записаться можно по телефону: 50-70-03 или по электронной почте reklama@kaliningrad.rbc.ru.

Еще больше информации о мероприятиях для предпринимателей региона есть в телеграм-канале Центра «Мой бизнес».