Встреча «Люди, места и Туракслератор» прошла в формате видео-конференц-связи

Встреча «Люди, места и Туракслератор» прошла в формате видео-конференц-связи  30 марта для региональных компаний гостеприимства. Проект Туракселератор Российского экспортного центра реализуется в Калининграде при поддержке Фонда «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области».

Встреча была посвящена теме «Идентичность региона как основа для разработки турпредложений».  Эксперты, ведущая встречи Дарья Шамрай (РЭЦ, Москва) и трекер проекта Александра Бобрецова (Санкт-Петербург, основатель первого акселератора проектов туриндустрии «ТурАкселератор») исследовали как создавать историю-триггер, историю, побуждающую к путешествию.

Социолог Ефим Фидря рассказал о социологических аспектах привлекательности образа региона для туристов, вывел своеобразный код туриста, приезжающего в регион.  
Данные Ефима опирались на исследование, проведенное в БФУ им. Канта в 2015 году.  
География приезжающих в Калининградскую область: лидируют столицы 28,8% - Москва и Подмосковье, примерно 18% - Санкт-Петербург. 60% от всех гостей, прибывающих в регион, приезжают с целью отдыха. 29 % туристов покупает экскурсионную программу, это расходы около 2400 рублей с человека. На решение о поездке в Калининград, в основном, влияют рекомендации друзей или родственников, уже побывавших в регионе - 64,7% гостей приезжали по этой причине.  Среди объектов, привлекающих туристов лидирует Куршская коса – в национальный парк приезжает 62,4% туристов и почти такое же количество гуляет на острове Канта и посещает Кафедральный собор.

Доктор философских наук Вадим Чалый за ответом кто такой турист с точки зрения философии обратился к социологу Зигманту Бауману. В статье «От пилигрима к туристу», написанной в 90-х годах, ученый объясняет природу и структуру туриста. Так, турист - результат эволюции средневекового паломника или пилигрима, то есть человека, который странствовал, чтобы найти высшие смыслы.
Его странствование происходило не только по горизонтали – в пространстве, но и прежде всего по вертикали, пилигрим искал Бога.  По мере изменения сознания, с наступлением современности мы видим трансформацию это паломника в туриста, который странствует уже по горизонтали, по миру, в поисках каких-то впечатлений и переживаний. Важно то, что впечатления — это то, что в большей степени мы получаем из среды, а переживание – это, в основном, внутренний опыт, который приходит следом за впечатлениями.
По Бауману получается, что турист – это архетип современного человека, все мы, прежде всего, туристы. Это обнадеживающая новость, это означает, что интерес к туризму никуда не денется и после завершения пандемии всё вернется, возможно, в несколько ином виде, но туризм останется одной из базовых отраслей современной экономики и базовым явлением современной жизни.

Культуролог и социолог Александр Попадин говорил о внешнем взгляде как мотивирующем факторе формирования идентичности. При чем здесь туристы?  
Есть два внешних взгляда на калининградский регион, это взгляд россиян, для которых Калининградская область – русская Европа и взгляд иностранцев, в котором мы (наш регион) - осколок СССР.  Александр выделил четыре нужды туриста: увидеть- подивиться, потрогать, привезти, рассказать. Город, являясь мета-объектом, нуждается в мета-персонажах, сюжетах, объект без истории скорее мертв, чем жив.  По мнению Попадина, после пандемии нас ждут следующие тенденции: заново будут структурироваться общественные связи, будут схлопываться имитации, содержательность выйдет на первый план, появится новая формула медийности. Вместе с тем, туристу по-прежнему нужно будет увидеть, потрогать, привезти, рассказать.

Четвертая гостья Лидия Давыдова, была на прямой связи из итальянской Тосканы, провинция Лука.
Лидия сторителлер, создает замечательные истории для итальянских владельцев отелей, агротуризмов, хозяйств - маленьких, нерастиражированных реальностей.
Ее презентация была посвящена тому, как поменяется мир в результате мировых событий. Спикер говорила о роли контента в маркетинге, на основе чего клиент принимает решение купить – приехать. В наши дни контент не опция, не один из инструментов маркетинга, это и есть маркетинг. Фактически, это единственный способ побудить человека, сделать то, что вы хотите.
И этот контент нужен, чтобы выделиться среди конкурентов, сегодня все места обещают уникальность, аутентичность и особенность. Нет ничего уникальней, чем люди и их истории.  Есть просто агроусадьба, а есть история любви. Есть просто вилла, а есть желание отца превратить место в семейный рай и история об этом. И именно истории про людей способны вызвать эмпатию и сформировать доверительную связь и желание приехать и узнать этого человека. В качестве кейса Лидия привела пример местечка Валь ди Сиеве, усадьбы, в которую флорентийская молодая пара вдохнула жизнь вместо того чтобы продать.  Это место родилось только благодаря союзу и любви. Эмоции, душевность, маленькие радости. Всё это ценилось до кризиса и будет цениться после. Люди охотнее приедут в место, где о них искренне заботятся, где есть близкие по духу и ценностям люди. Но это нужно уметь донести и лучшего способа, чем истории, человечество не придумало.

В завершение встречи Александра Бобрецова кратко рассказала о программе «Туризм и дизайн» Союза Дизайнеров России, которая собирает лучшие практики применения дизайн технологий, в том числе дизайн мышления, дизайна коммуникаций, сервис-дизайн, дизайна среды для популяризации и тиражирования в дестинациях. Елена Бодякова, Председатель "Калининградского отделения Союза дизайнеров России" на следующей встрече представит основные проектные направления и идеи в рамках программы, которые планируется реализовать в Калининграде.

Формат онлайн-встречи вполне себя оправдал, по отзыву от одной из постоянных участниц ТурАкселератора Ирины Литвинович (управляющая фортом №11):  «офлайн, конечно, интересней и больше возможностей, но в нынешних условиях практическая прекрасная возможность образования и общения.
Много вопросов по цифрам и методике Ефима Фидри - будет возможность, обязательно задам.
С Александром Попадиным хотелось бы продолжить и расширить диалог.
А еще мы смотрели-слушали с дочкой, сразу обсуждали, пили чай, строили планы. Отлично всё получилось!»

Следующая встреча Туракселератора в Калининграде запланирована на последнюю декаду апреля.