Туристический кластер
Текущий уровень реализации инициативы по созданию туристического кластера в Калининградской области
В ходе Международного Форума предпринимателей региона Балтийского моря, который состоялся 12 октября 2018 г., участники панельной сессии «Будущее туризма Калининградской области» а именно представители туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других, обсудили инициативу создания туристического кластера Калининградской области.
Предпосылки создания кластера в Калининградской области:
- • Наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или общероссийском рынках. В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень качества оказываемых услуг.
- • Наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера, к которым могут быть в том числе отнесены: выгодное географическое положение, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие специализированных учебных заведений и наличие необходимой инфраструктуры. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории может рассматриваться, в том числе, объем привлеченных прямых инвестиций в сектора отрасли.
- • Географическая концентрация и близость расположения организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.
- • Широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и организациях, входящих в кластер.
- • Наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая, в том числе, использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению услуг на внутреннем и внешнем рынках.
Цель создания туристического кластера – повысить конкурентоспособность Калининградской области на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в т.ч.:
- • Повышение конкурентоспособности и экономического потенциала участников кластера за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия, связанного с их участием в разработке, производстве, продвижении и продаже туристского продукта, а также деятельности, смежной с туризмом и рекреационными услугами, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции;
- • Улучшение внешнеэкономической интеграции и рост межмуниципальной конкурентоспособности участников туристического кластера за счет включения кластера и его участников в глобальные цепочки создания добавленной стоимости;
- • Упрощение доступа участников кластера к финансовым ресурсам;
- • Повышение инвестиционной и туристической привлекательности региона;
- • Снижение затрат и повышение качества в цепях поставок товаров, работ, услуг для участников кластера;
- • Обеспечение высоких темпов экономического роста участников кластера.
Возможные направления реализации кластерных проектов:
- • Поиск фирм-партнеров (туроператоров и турагентов), заинтересованных в развитии партнерских отношений с точки зрения разработки и продвижения новых продуктов.
- • Включение отдельных видов туристских услуг, предлагаемых местными фирмами, в федеральные и международные туристские маршруты.
- • Создание совместно с предпринимателями сети туробъектов и турлокаций, обединенных общей сетью продаж.
- • Создание турпродуктов на условиях аутсорсинга (договорной специализации), снижение транзакционных и инвестиционных издержек за счет развития различных систем и способов агентских соглашений.
- • Подписание агентских соглашений по продаже существующих турпродуктов на условиях франчайзинговой системы.
- • Широкое участие членов кластера в открытых тендерах (конкурсах) на поставку продукции (услуг).
- • Разработка и продвижение федеральных и международных проектов в области брендинга территории, возрождения традиций гостеприимства, выход на глобальный уровень маркетинга и формирование известного бренда для территории региона и реализуемых турпродуктов.
- • Встраивание в крупные федеральные международные туристские маршруты и в международные системы туристской логистики.
- • Развитие информационных систем, связанных с продвижением турпродуктов.
- • Участие членов кластера в разработке муниципальных программ развития туризма и в реализации социально значимых инвестпроектов Калининградской области.
- • Создание единой информационной сети объектов гостеприимства (включая перечень объектов инфраструктуры и анализ их состояния), всесторонняя информационная поддержка индустрии туризма на территории региона, в которую включаются такие элементы, как информационные туристские порталы, туристские ГИС, электронные системы бронирования, электронные системы обслуживания.
- • Разработка программ обучения специалистов по туризму в местных образовательных учреждениях.
Потенциальные участники кластера:
- • Организации малого и среднего бизнеса сферы питания и гостиничных услуг;
- • Региональные общественные организации и турфирмы;
- • Учреждения культуры и образовательные учреждения;
- • Лечебно-профилактические организации, базы отдыха, игорная зона;
- • Производственные компании. (Производители уникальных сувениров, отражающих этно-культурную специфику региона, а также компании, обеспечивающие изготовление инвентаря и другого имущества для предприятий туристического кластера).
- • Транспортные компании. (Транспортные компании региона, имеющие опыт перевозки различных категорий туристов и вкладывающие средства в развитие парка).